




Логопед: Елецкая С.В.
«Как обучать детей звуковому анализу»
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает только смысловую сторону слова, и не воспринимает последовательность звуков его составляющих. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове сок, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …»
Как же научить ребенка звуковому анализу? Конечно в игре.
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные обозначаем красным цветом, они поются, согласные – твёрдые, синим цветом, мягкие зелёным. Согласные звуки не поются и встречают во рту преграду.
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный. (Снег, зима, лыжи и др.)
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?» Выложить схему слова КОТ.
- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука.)
- Какой первый звук в слове КОТ? (Первый звук [К].)
- Звук [К] какой? ( согласный, глухой, твёрдый.) Обозначаем синим квадратиком.
- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О] – гласный, обозначаем красным квадратиком.)
- Какой третий звук в слове КОТ?- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой.)- Синим квадратиком.
- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ.)
- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К.)
Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О.)
Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т.)
- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ.)
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.